Южно-Сахалинск/Аэропорт

История аэропорта «Южно‐Сахалинск» началась в 1945 году. После освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов гражданская авиация Сахалинской области получила новое развитие.

С октября 1945 года на военный аэродром «Осава», расположенный западнее пос. Большая Елань, из Хабаровска в Южно‐Сахалинск открылись регулярные полеты. В двухэтажном деревянном здании японской постройки разместилась первая авиационная администрация Сахалинской области. Дальневосточное управление ГВФ направило старшего лейтенанта Полозова (назначен начальником аэропорта) и капитана Бичуна — командира 198-го летного отряда, состоящего из 5 экипажей, группы технического состава инженерно‐авиационной службы, двух самолетов ЛИ-2, и одного «Дугласа» СИ-47, для организации на базе военного аэродрома авиатранспортного предприятия.

Первым начальником аэропорта стал Полозов К.И. Спустя время, в мае 1946 года в Южно‐Сахалинский аэропорт был направлен пилот Лосенков с самолетом ПО-2. В течение года он осуществлял патрулирование лесов Сахалина для борьбы с пожарами и использовался в других, в основном хозяйственных целях. Для организации авиаперевозок была открыта билетная касса, созданы линейно‐эксплуатационная ремонтная мастерская самолетов и служба ГСМ. Это явилось началом развития инфраструктуры аэропорта Южно‐Сахалинска.

В сентябре 1947 г. произошло объединение аэропорта «Южно‐Сахалинск» и 198-го летного отряда. В состав Южно‐Сахалинского объединенного авиаотряда ДВТУ ГВФ были включены все действующие аэропорты и посадочные площадки Сахалинской области. К этому времени руководство аэропорта поменялось, на смену Полозову пришел Лавров Иван Семенович, который руководил предприятием с 1947 г. до июля 1950 года. На базе аэропорта создан 38-й авиатранспортный отряд. Командиром отряда назначен Приходовский Михаил Иосифович, бывший командир звена самолетов Ли-2, Ил-12.

В 1950 году 38-й авиатранспортный отряд был реорганизован и на его основе создано 24-е авиатранспортное звено. Именно летчики 24-го звена проложили первую воздушную трассу на Курильские острова. В 1955 году происходит объединение летного парка Александровск‐Сахалинского и Южно‐Сахалинска, так произошло формирование 147-го объединенного авиаотряда с базой в Южно‐Сахалинске. Командиром авиаотряда стал Алексашин Михаил Иванович. Перед отрядом поставили задачу: обеспечение растущих нужд населения, то есть увеличение пассажирских перевозок и оказание помощи народному хозяйству области. Во второй половине 50 гг. авиаотряд значительно укрепляет свою материальную базу, в его распоряжение поступают самолеты ИЛ-14, которые теперь совершают регулярные рейсы в Хабаровск, Оху, Кировское и т.д. и вертолеты МИ-1 и МИ-4.

Руководил предприятием с 1956 по 1961 год Стрелин Владимир Яковлевич. Помимо пассажирских перевозок, авиаотряд оказывал большую помощь рыбакам в поисках рыбных косяков, патрулировании лесов, выполнении срочных санитарных заданий, переброске геологических партий, доставке грузов и оборудования.

В августе 1963 года 147-й авиаотряд реорганизуется в Южно‐Сахалинский ОАО. Предприятие возглавил Лешуков Юрий Александрович. Важной вехой в развитии авиации на дальнем Востоке стал 1964 год. Был введен в строй новый Хомутовский аэродром, который стал основной базой Южно‐Сахалинского ОАО.

Новый аэропорт получил возможность принимать более современные самолеты АН-10 и ИЛ-18, что значительно сократило время полета на материк. С 1971 по 1985 год руководство объединенным авиаотрядом осуществлял Гольцев Вячеслав Михайлович. Авиапарк предприятия на этом этапе включал в себя самолеты АН-2 и АН-24, ИЛ-14, вертолеты МИ-1, МИ-2, МИ-4 и МИ-8. В 1985 г. была реконструирована взлетная полоса для приема самолетов ТУ-154, совершенствовались технологические процессы, качество обслуживания. Построены новые взлетные полосы в городах Оха, Южно‐Курильск, реконструирована полоса в аэропорту Зональное. Пассажирские перевозки были особой гордостью авиаторов. Помимо внутренних рейсов аэропорт «Южно‐Сахалинск» осуществлял перевозки во многие города страны: Москва, Хабаровск, Владивосток, Благовещенск, Комсомольск‐на-Амуре. С апреля 1985 по 1995 год командиром Сахалинского ОАО являлся Королев Анатолий Александрович.

Особым для аэропорта «Южно‐Сахалинск» стал 1990 год. Министерство гражданской Авиации СССР приняло решение об открытии аэропорта для международных полетов. Обладая всем необходимым для приема и качественного обслуживания воздушных судов и авиакомпаний, предприятие очень быстро освоило это новое для себя направление. В 1993 году аэропорт «Южно‐Сахалинск» выделился из состава объединенного авиационного отряда.

Источник: — airportus.ru

Адрес:Южно-Сахалинск, Аэровокзальное шоссе, 7

Описание фото: Дорога в новый строящийся аэропорт в Хомутово. Пока построен только каркас.

Год фотографии: 1962

Источник: Личный архив Ивана Воробьева.

Период: СССР

Просмотров: 383

Описание фото: Строительство взлетно-посадочной полосы в аэропорту Южно-Сахалинска

Год фотографии: 1965

Источник: Личный архив Владимира Журавлева

Период: СССР

Просмотров: 51

Описание фото: Строительство взлетно-посадочной полосы аэропорта Южно-Сахалинска

Год фотографии: 1965

Источник: Личный архив Владимира Журавлева

Период: СССР

Просмотров: 66

Описание фото: Вид здания аэропорта. г. Южно-Сахалинск.

Год фотографии: 1967

Источник: ГИАСО. Фотофонд. Оп.11. Ед.хр. 69. Л. 4

Период: СССР

Просмотров: 479

Описание фото: Воздушные ворота Сахалина

Год фотографии: 1969

Источник: Там, где рождается утро. Издательство "Правда" Москва 1969 - Н.Козловский

Период: СССР

Просмотров: 368

Описание фото: Аэропорт Южно-Сахалинск

Год фотографии: 1969

Источник: ГИАСО. Фотофонд. Оп.20. Ед.хр.755. Фото Г.П. Соколова.

Период: СССР

Просмотров: 555

Описание фото: Аэропорт Хомутово

Год фотографии: 1975

Источник: Неизвестен

Период: СССР

Просмотров: 391

Описание фото: Аэропорт г. Южно-Сахалинска

Год фотографии: 1975

Источник: Неизвестен

Период: СССР

Просмотров: 419

Описание фото: Аэропорт г. Южно-Сахалинск

Год фотографии: 1978

Источник: Личный архив Юрия Трифонова

Период: СССР

Просмотров: 161

Описание фото: Вид на аэропорт Южно-Сахалинска

Год фотографии: 1980

Источник: Личный архив Владимира Журавлева

Период: СССР

Просмотров: 95

Описание фото: Аэропорт Южно-Сахалинск

Год фотографии: 1986

Источник: Неизвестен

Период: СССР

Просмотров: 469

Описание фото: Здание аэровокзала г. Южно-Сахалинска.

Год фотографии: 1990

Источник: Коллекция открыток "Южно-Сахалинск" Изд-во "Панорама" г. Москва

Период: СССР

Просмотров: 295